МБОУ "Гимназия № 41" г. Кемерово

 
Чтобы стать гражданином Родины - нужно стать гражданином школы
Рекомендации учителям и родителям пятиклассников

Скачать текст документа возрастные психологические особенности пятиклассников.docx

 

Адаптация в учебном заведении

Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Родители должны обязательно проявлять интерес к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Обязательно знакомьтесь с одноклассниками вашего ребенка и общайтесь с ними после школы. Недопустимы физические меры воздействия, запугивание, критика в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей. Учитывайте темперамент ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если взрослые и сверстники относятся к ним насмешливо и даже жестоко, проявляют насилие. Предоставляйте ребенку самостоятельность в учебной работе и организуйте обоснованный контроль за его учебной деятельностью. Развивайте самоконтроль, самооценку и самодостаточность ребенка.

Физиологическая адаптация:

Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.
Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима.
Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания.
Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т.д.
Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.
Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.

Психологическая адаптация:

Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на возможные неудачи.
Обязательное проявление родителями интереса к школе. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников). Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий (просмотра любимых программ, лакомства, прогулок и т.д.).

Родителей должно насторожить, если…

ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;
часто возвращается из школы подавленным, расстроенным;
часто плачет без очевидной причины;
практически никогда не упоминает никого из одноклассников;
очень мало говорит о школьной жизни;
ребенок одинок: его никто не приглашает в гости или гулять, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.

Рекомендации родителям пятиклассника

Начинается подростковый период. Выброс гормонов вызывает то понижение, то повышение работоспособности, чередование хорошего настроения и ухода во внутренние переживания. В период снижения настроения  и упадка энергии может появиться раздражительность, равнодушное отношение к учебе, труду. На этой почве происходят срывы в учебе, ссоры со сверстниками и взрослыми. Все это говорит об импульсивности, неумении продумывать свои действия, их последствия. Поэтому следует максимально щадить слабую нервную систему детей, проявлять особую чуткость и оказывать помощь в учебе.
Занятия спортом или прогулки. Малоподвижный образ жизни приводит к застойным явлениям, недостаточному кислородному питанию и отрицательно сказывается на физическом развитии ребенка.
Делать домашнее задание вместе с ребенком (но не за него). Выполнение домашнего задания не должно занимать более 2.5 часов. Домашнее задание должно составлять 1/3 объема выполненного в классе.
Происходят некоторые сдвиги в мышлении. Их уже не удовлетворяет внешнее восприятие предметов, им нужно понять суть, причинно-следственные связи. Не менее важной задачей является развитие навыков самостоятельной деятельности, чувства долга и ответственности за свои поступки.
Постоянно разговаривать о морально-нравственных принципах  поведения в обществе.
Сохранять телесный контакт.
Формирование позитивной учебной мотивации («Учиться нужно, учеба – это хорошо»). Очень важно стимулировать познавательные потребности, формировать желание узнавать новое.
Одобрение: «Я тебя люблю», «Я верю, ты сможешь», «Я с тобой, у тебя все получится».
Необходимо учитывать следующие особенности пятиклассников: стремление к совместной деятельности со сверстниками, взрослыми; важность мнения окружающих, стремление к самоутверждению, в периоды спада настроения возможно стремление к обособлению.
Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

 

Психофизиологические особенности детей 9-10 лет

Скачать текст документа

 

–          В норме десятилетний ребенок очень общителен. Авторитет семьи пока еще довольно силен, однако мнение друзей-ровесников становится все более важным. Самой важной родительской задачей на этом этапе оказывается поддержание высокой самооценки и помощь в развитии уверенности в себе. Дети, которые чувствуют такую опору, лучше справляются со сложными задачами и легче противостоят негативному давлению извне. Вам необходимо как можно больше времени посвящать ребенку, разговаривать с ним, хвалить за любые достижения и как можно реже замечать неуспехи. Ориентируйтесь на сильные стороны характера своего ребенка и всегда будьте готовы к взаимодействию.

Между родителями и ребенком могут возникнуть конфликты, если родители неправильно интерпретируют то, что ребенок ориентируется на ровесников. Это равнение – не что иное, как желание быть более независимым и самостоятельным, чем раньше. Решить эту проблему несложно: достаточно признать потребность ребенка в независимости и предоставить ему возможность проявлять самостоятельность и ответственность. Сделать это можно, закрепив за ребенком определенные домашние обязанности, но с условием, что ребенок сам будет решать, когда приступать к их осуществлению, а вы не будете его контролировать. Если ребенок будет знать, что только от него ожидается выполнение каких-либо дел, он будет чувствовать себя востребованным и полезным, не говоря уже о том, что чувство независимости неизбежно будет расти.

–          Дети не любят сильно отличаться от сверстников. Если ваш десятилетний ребенок небольшого роста, худенький и в очках, тогда как большинство одноклассников уже раздались в плечах и вытянулись, убеждайте ребенка в том, что все люди разные, и принятие в компании зависит не от физических параметров человека, а от его самоуважения, поведения и личностных качеств.

–          Дети этого возраста обычно достаточно трудолюбивы, они с радостью помогают бабушке на грядках, маме с покупками, папе с ремонтом (независимо от пола) и ответственно подходят к вопросам заботы о домашних животных.

–          Десятилетне дети любят находиться в компании. Они часами играют на улице: катаются досках, роликах и велосипедах, с увлечением смотрят фильмы, устраивают различные проказы, залезают на чердаки, в подвалы и на крыши. Постарайтесь как можно меньше осуждать ребенка за мелкие шалости, если они не причиняют окружающим ощутимого вреда. Вспомните себя: неужели вы никогда не звонили в двери незнакомых людей, чтобы потом тихо смеяться в кулак на черной лестнице, слушая, как возмущаются потревоженные жильцы? Вместо того чтобы ругать ребенка за проделки, в ближайший же выходной организуйте для всех друзей вашего чада поиск клада в парке. Родители, которые искренне интересуются жизнью своих детей и принимают в ней активное участие, имеют хорошие шансы стать «своими в доску» и всегда быть в курсе того, что происходит с их шалунами.

–          В этом возрасте школа становится очень важным для ребенка местом. Мы говорим не только о компании, но и об учебе. Десятилетнему ребенку обычно не все равно, успевает ли он по всем предметам и насколько отстает от одноклассников. Ребенок уже окончил младшие классы, требования изменились, а нагрузка возросла. И ему очень важно иметь место, где он сможет открыто делиться всеми радостями и огорчениями школьной жизни. Пусть таким местом станет дом. Внимательно наблюдайте за отношениями ребенка в классе. Возможно, ваш ребенок обладает такими талантами, которые не ценятся в текущем коллективе, и, чтобы они оказались востребованными, ребенку необходима художественная, музыкальная, языковая или спортивная школа.

–          Если десятилетний ребенок не участвует в решении семейных проблем, если он не помогает в домашних делах и ему безразлично, что происходит в семье, то и до 20-ти лет он не сформируется как личность. Не зная, как и сколько денег зарабатывают родители, но видя достаток в семье, ребенок будет требовать дорогих подарков и устраивать настоящие скандалы, не получая их. А если, все же, его просьба будет удовлетворена, то Ваш ребенок осознает: только бурный протест поможет добиться всего в жизни. Повзрослев, он перенесет модель взаимоотношений с родителями в собственную семью, и поверьте, что долгой и счастливой семейной жизни в этой семье не будет. Поэтому, дорогие родители, будьте очень внимательны к своему ребенку в этот возрастной период.

Развитие

 

Ребенок в десять лет:

Прекрасно ориентируется во времени.
Читает с удовольствием и для удовольствия
Позитивно относится к правилам и следит за тем, чтобы все их соблюдали.
Обладает обостренным чувством справедливости.
Имеет развитые навыки самообслуживания.
Способен следить за порядком в своей комнате.
Может взять на себя ответственность за определенные дела по дому.
Имеет развитую мелкую моторику.
Достаточно чисто пишет и рисует.
С удовольствием присоединяется к группе ровесников

Домашняя работа

В 3-4 классе временные рамки домашней работы – до 2-х часов.

Если ваш ребенок не укладывается в отведенное время при выполнении домашней работы или выполняет ее очень быстро, то необходимо обратить на это внимание и выяснить причины.   Причины могут быть следующие:

Ребенок работает нерационально.
Нет условий для занятий.
Испытывает особые трудности в приготовлении домашних заданий по тем или иным предметам.

Рекомендации «Садимся за уроки».

Садимся за уроки всегда в одно и то же время.
Проветрите комнату за 10 минут до начала занятий.
Воздух в комнате, где занимается ребёнок, должен быть свежим, т.к. при умственной работе кровообращение в мозгу ускоряется в 8-9 раз. Соответственно возрастает и потребность в насыщении крови кислородом. Поэтому не забудьте за 10 мин. до начала занятий проветрить комнату.
И через каждые 45 минут занятий, перерыв (5-10 минут) и проветривание. Более длительные нарушают состояние оптимальной работоспособности, а более короткие лишают человека полноценного отдыха.
Выключите телевизор, радио. В комнате, где работает ребенок должно быть тихо.
Необходимо позаботится родителям, чтобы никакой шум не проникал в комнату, где ребёнок выполняет домашнее задание, т.к. утомление наступает гораздо быстрее, если он работает при шуме.
Проверьте, на своём ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).
Уточните расписание уроков на завтра. Проверьте, все ли задания записаны в дневнике.
Приготовьте письменные принадлежности для занятий, которые положите на строго определённое место на столе.
Уберите со стола всё лишнее.
Пришло время начать работу.

Рекомендации родителям по контролю за выполнением школьником домашних заданий

Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка:

Не сравнивайте его умения с умениями других детей.
Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнять заданное упражнение.
Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.
Не пытайтесь выполнить за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.
Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, справочных материалов, правил и инструкций.
Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашнего задания.
Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами.
Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашнего задания, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.
Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.
Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.
Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.

Питание

Следите за тем, чтобы ребенок полноценно ел трижды в день и два-три раза перекусывал полезными продуктами (фруктами, овощами и продуктами, содержащими сложные углеводы).
Особенно важно в этом возрасте следить за питательностью продуктов и за тем, чтобы ребенок не переедал и не увлекался жирным и сладким, а также за количеством и уровнем физической нагрузки. В десять лет любой намек на ожирение воспринимается очень болезненно и приводит к развитию комплексов, которые могут сохраниться даже после бесследного исчезновения лишнего веса. Более того, исследования показывают, что дети, имеющие лишний вес в предподростковый период, склонны к полноте во взрослом возрасте.
Рассказывайте ребенку, что значит здоровое питание.
Пищевые привычки формируются в семье, поэтому следите за тем, чтобы все взрослые в вашем доме соблюдали правила здорового сбалансированного питания.

Сон

Не считая редких ночных кошмаров, которые бывают и у взрослых, в десять лет у ребенка обычно нет никаких проблем со сном. Следите за тем, чтобы ребенок спал девять-десять часов в сутки. Ограничивайте просмотр телепередач, сидение у компьютера, учите ребенка делать домашнее задание не перед сном, а ранним вечером.

Безопасность

Профилактикой различных травм, распространенных среди десятилетних детей, могут быть только семейные беседы, в частности, совместный с родителями просмотр художественных фильмов с последующим обсуждением поступков персонажей.

Дети этого возраста находятся в группе риска по попаданию в неприятные и опасные ситуации, особенно под воздействием старших товарищей. Десятилетний ребенок очень чувствителен к мнению о нем членов компании, поэтому, невзирая на свои убеждения и воспитание, может совершить неблаговидный поступок, чтобы доказать приятелям, что он «крутой». Будьте внимательны к компании, с которой общается ваш ребенок. Внимательно следите за тем, чтобы на ребенка не оказывалось негативного давления.

Разговаривайте с ребенком, проигрывая различные ситуации, интересуйтесь тем, как ребенок собирается себя вести и корректируйте его возможное поведение.
Вместо того чтобы всячески оберегать ребенка от любых неприятностей, учите его правильным реакциям в различных опасных ситуациях.
Оберегайте ребенка от табака и пассивного курения.
Объясните ребенку, почему во время пребывания на солнце очень важно всегда пользоваться солнцезащитным кремом.
Поскольку десять лет – возраст, когда многие дети ежедневно остаются дома одни, учите ребенка правилам безопасности в квартире. Убедитесь в том, что ребенок знает, как нужно общаться с незнакомцами, звонящими в дверь.
Учите ребенка безопасности во время спортивных занятий, в том числе – правильно падать.
Учите ребенка не злоупотреблять громкими звуками, особенно громкой музыкой через наушники.

 

Внешние источники тревожности

Скачать текст документа внешние источники тревожности.docx

 

Особенности семейного воспитания

Существует достаточно мало сведений о тех факторах детско-родительских отношений, семейного воспитания, которые являются специфическими с точки зрения возникновения у детей устойчивой тревожности.

Можно назвать, пожалуй, лишь фактор «несоответствия детей престижным устремлениям родителей», выделенный в качестве значимого для тревожности младших школьников. Необходимо учесть, что факторы, характеризующие особенности «семейного фона», относятся в основном к детям дошкольного и младшего школьного возраста.

Диапазон их чрезвычайно широк и включает, по сути, все возможные виды нарушений в отношениях взрослых к ребенку:

от гипо - до гиперопеки,
от повышенных ожиданий и требований, которым ребенок не может соответствовать, до, полного попустительства,
а также нарушения взаимоотношений взрослых между собой – родителей, родителей и прародителей и др., а также взрослых со старшими детьми.

Не было обнаружено прямой связи между тревожностью и воспитанием ребенка в неполной семье.

Отмечена в литературе и связь тревожности детей и родителей. Определенную роль в этой связи может играть генетически передаваемый родителями биологический фактор повышенной ранимости.  Гораздо более вероятным представляется влияние тревожности родителей на тревожность детей через подражание, воздействие на условия жизни ребенка (например, ограничение контактов со сверстниками, чрезмерная опека и т.п.)

Рассмотрим связь эмоционального самочувствия родителей и наличия у детей устойчивой тревожности.

При общении с раздраженным взрослым, тем более особо значимым для него, ребенок испытывает острый дискомфорт, в основе которого чувство вины. Причем причину этой вины ребенок чаще всего понять не может.

Родители тревожных детей испытывают страхи и опасения чаще и большей интенсивности, чем родители эмоционально благополучных.

Переживание нестабильности окружающего мира, предчувствие постоянной угрозы со стороны взрослых транслируется ребенку взрослыми, причем оно аффективно насыщено гиперзаботой о его жизни и здоровье. Это создает у ребенка чувство беззащитности, неуверенности, развивает и подкрепляет тревожность.

Тревожные дети растут в семьях, в которых, по крайней мере, один из взрослых испытывает эмоциональное неблагополучие.

Матери тревожных детей условно делятся на три группы:

очень активные, сильные, стремящиеся полностью «выстраивать» и контролировать жизнь ребенка   и всей семьи;
ригидные;
беспомощно-пассивные.

Причем во всех этих группах процент тревожных взрослых достаточно высок.

Как тревожные дети и подростки воспринимают свою семью?

В целом можно сказать, что тревожным ребенком мать чаще воспринимается как:

принимающая,
заботливая, 

но одновременно

ненадежная и доминантная.

Отец –

требовательный,
принимающий,

но

доминантный

и

ненадежный.

Эмоционально благополучный школьник воспринимает мать, как

принимающую,
заботливую,
сочувствующую,

а

отца - как

принимающего,
заботливого,   

но

требовательного.

Обобщая данные, касающиеся влияния особенностей семейного воспитания и детско-родительских отношений на тревожность детей, можно сказать, что возникновению и закреплению тревожности способствует:

все, что нарушает чувство защищенности ребенка в семье,

и

все, что ограничивает социальный опыт ребенка, заставляя его всецело ориентироваться в семье.

Содержание страхов и тревог у ребенка

Дошкольники – страх темноты, сказочных персонажей, воображаемых существ.

Младшие школьники – боязнь оценки со стороны взрослых, «опасных» людей, смерти, болезни, ошибки.

Подростки – опасаются насмешек, собственных неудач, а также войны, болезни и смерти родителей.

Формы проявления тревоги

Два вида тревожности:

мобилизующий (повышенная активность, агрессия, повышенный аппетит);
демобилизующий (оцепенение, одервенение, внезапная потеря интереса, в апатии).

Признаки состояния тревоги у детей раннего возраста, как повышенные «прилипчивость» и послушание по отношению к взрослому, настороженность по отношению к новым людям, нарушение сна, питания.

Внутриличностные источники

Важнейший источник – внутренний конфликт, преимущественно связанный с отношением к себе, СО. Однако данные исследований говорят, что связь тревожности и внутреннего СО конфликта характерна для детей предподросткового, подросткового и раннего юношеского возрастов.

Внутренние конфликты детей 5-8л. связаны в основном с амбивалентным отношением к близким взрослым или с необходимостью выбора между близкими взрослыми.

Устойчивая тревожность в возрасте млад. шк. не является собственно личностным образованием, она, скорее, функция внешних, семейных отношений.

В дошк. и млад. шк. возрастах ситуация в семье, отношения с близкими взрослыми провоцирует переживание ребенком постоянных психологических микротравм и порождают состояние аффективной напряженности и беспокойства, носящее реактивный характер.  Ребенок постоянно чувствует незащищенность, отсутствие опоры в близком окружении и потому беспомощность. Такие дети ранимы, повышенно сензитивны к предполагаемой обиде, обостренно реагируют на отношение к ним окружающих. Все это, а также то, что они запоминают преимущественно негативные события, ведет к накоплению отрицательного эмоционального опыта, который постоянно увеличивается по закону «замкнутого психологического круга» и находит свое выражение в относительно устойчивом переживании тревожности.

Работа по профилактике и преодолению тревожности у детей и подростков должна носить общий личностно ориентированный характер, сфокусированный на тех факторах и характеристиках развития, которые в каждом возрасте могут служить причиной тревожности. В дошк. и млад. школьном возрастах центральное место должна занимать работа с окружающими ребенка взрослыми.

Психологическое просвещение родителей.
Работа учителя:

Формировать четкие требования к детям в учебной деятельности и поведении, разъяснение этих требований детям и родителям, (например, не требовать от ребенка ответственного и добросовестного отношения к учебе только на том основании, что он начал ходит в школу.

Давать ребенку точную содержательную информацию о результатах его деятельности, не смешивая ее с оценками и замечаниями, относящимися к личности в целом.

Формировать у ребенка правильное отношение к ошибкам и неудачам.  Развивать позитивное представление о собственных возможностях.

 

gallery/дети 4. леворукий ребенок. буклет стр1
gallery/дети 4. леворукий ребенок. буклет стр2