МБОУ "Гимназия № 41" г. Кемерово

 
Чтобы стать гражданином Родины - нужно стать гражданином школы
Почему дети не хотят учиться?

Скачать текст документа почему дети не хотят учиться.docx

 

В октябре была проведена диагностика на изучение процесса адаптации школьников к новым условиям обучения.

Результаты диагностики показали следующее:

1. 87% учащихся имеют нормальные показатели тревожности (т.е. в пределах нормы).

2. 13% учащихся имеют повышенные показатели (повышенная тревожность это не всегда плохо, иногда она является мотивационным компонентом для ребенка). Те учащиеся, которые имеют высокие показатели буду дополнительно и индивидуально обследованы, чтобы попытаться определить является ли тревожность признаком функциональной дезадаптацией (т.е. истощение внутренних резервов организма), или личностной особенностью, или как «стимуляция собственной активной деятельности» (т.е. данный вид тревожности позволяют ребенку добиваться своего, быть ответственным, организованным, стремящимся к достижению целей).

3. Около 82% учащихся  имеют низкий уровень мотивации к обучению. И только 2% высокую!!!! Таким образом, основная проблема в процессе адаптации является не повышенная тревожность, а отсутствие желания учиться!

Почему современные подростки не хотят учиться?

Почему происходит так, что ребенок может успешно учиться, но почему-то не хочет?

1. Ребенок не приучен с первого класса подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то делать необходимо. Это не только помогает ребенку научиться выполнять требуемые от него задачи, но и развивает в нем чувство долга и ответственности.

2. Интерес направлен, в основном, к результату решения учебных задач, а не к процессу. Т.е. мы даем ребенку установку на «лишь бы был результат», а не на поиск способов его достижения. Тем самым, мы не только не развиваем креативность и нестандартность мышления, но и губим «инициативность».

Так что же все-таки делать?

1. Выяснить, что является причиной низкой мотивации: неумение учиться или ошибки воспитательного характера.

Взрослые часто говорят детям о том, что «не будешь учиться – станешь дворником». Такая далекая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению. Ребенка интересует ближайшая перспектива. Например: «Усвоишь материал сейчас, потом будет легче справиться со следующим».

Ошибки воспитательного характера – это:

неблагополучие в семье: ребенок, привыкший к высокому эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – на это уже не хватает энергии.
отсутствие четкой организации жизни ребенка, неправильный режим дня;
нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами»);
неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека;
завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка (требование от него высоких оценок, когда ребенок объективно не может справиться с заданием в силу своих способностей);
сравнение ребенка с более успешным братом/сестрой/ребенком друзей и т.д., а так же высмеивание, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха.

2. Важно, чтобы родители контролировали процесс обучения и учитывали индивидуальные особенности ребенка! Если к среднему звену ребенок так и не сформировал у себя навыки учебной деятельности, то важно вернуться назад и пройти весь путь формирования учебных навыков снова. Например, ребенок не может сесть за уроки вовремя – приучайте к самоконтролю.

3. Важно для ребенка создать зону ближайшего развития, а не делать за ребенка то, что он может (хоть и с трудом) сделать сам. Например, не надо показывать как решать задачу, решая ее вместо самого ребенка, а пусть решает сам, хотя бы какую-то часть. «Ты старался, молодец. Но допустил какую-то ошибку. Найди их». Процесс длительный, но правильный.  Иногда дети манипулирую родителями, когда те готовят за них уроки, объясняя это тем, что «никто кроме мамы не может так хорошо объяснить задачку».

4. Однозначное оценивание сделанной работы родителем и учителем. Родитель может оценить работу «Молодец, хорошо!», а учитель, сравнив результаты ребенка с классом, оценит это как «плохо». Для избегания таких случаев, важно иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся. Иначе в сознании ребенка создается образ врага – учителя, и хорошего – родитель.

5. Высокая учебная мотивация формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью, пониманием.

6. Еще один важный момент – адекватная самооценка ребенка. Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои возможности и снижают учебную мотивацию, дети с завышенной – не видят границы своих способностей, не привыкли видеть и признавать своих ошибок. Поэтому, очень важно – адекватность самооценки ребенка в отношении учебного процесса, в том числе.

7. Важно поощрять ребенка за хорошую учебу (материально, словесно или эмоционально – решать самим родителям).

8. Не ожидайте немедленных успехов – могут быть падения, «топтания» на месте. Но если вы будете последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации, то непременно будет взлет.

Помните! Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.

 

Немного о тревожности

 

Повышенная или высокая тревожность у ребенка это не всегда отрицательный момент.

Когда мы говорим о высокой тревожности ребенка, как об отрицательном аспекте, то мы имеем ввиду:

1) острую, не регулируемую либо слабо регулируемую  тревожность, т.е. ребенок реально часто переживает, испытывает чувство страха, зачастую не всегда объяснимое; часто отказывается что-что выполнять, объясняя это своим возможным неуспехом; иногда, высокая тревожность является следствием истощения функциональных резервов организма, т.е. когда организм ребенка «перегружен».

2) «неадекватное спокойствие». В этих случаях, человек скрывает тревогу как от окружающих, так и рот самого себя. Т.е. у таких детей не наблюдается внешних признаков тревожности, напортив, они характеризуются повышенным, чрезмерным спокойствием. Эта форма тревожности не устойчива, ребенок может как «открыто» переживать, так и «скрыто», когда тревожность начинает приобретать угрожающий психическому здоровью характер, т.е.  это своего рода «отдых».

В таких случаях, необходима дополнительная диагностика и работа по коррекции поведения и мыслей относительно своих переживаний.

Последствия: 1) тревожность как особенность личности; 2) формирование мотивации избегания неудач; 3) заниженная самооценка; 4) психосоматические проявления.

Тревожность как стимуляцией собственной деятельности, для повышения активности. Т.е. ребенок ее осознает, он способен ею управлять и она выступает механизмом его деятельности. Например, когда ребенок переживает за результат самостоятельной работы, это его подталкивает ее выполнить как можно лучше. 

Но имеет, и обратный эффект.

Источники тревожности:

семейное воспитание (не стабильная эмоциональная обстановка)
завышенные требования родителей к детям.
инфантильная позиция детей по отношению к учителям (когда они оценку рассматривают как выражение отношения учителя).

4. наличие конфликта, связанного с отношением к себе, самооценке, я-концепции.

Что делать родителям: поощрять за дело, хвалить, предъявлять единство требований и не завышать их, показывать «позитивный» пример, проговаривать те моменты, которые вызывают страх у ребенка.

«Готовность семьи и школы к началу систематического обучения»

Скачать текст документа

 

1.         Готовность ребенка и его семьи  к школе.

2.         Готовность школы принять ребенка  со всеми его особенностями.

Особенности детей.  Какие?

Не очень крепкая нервная система,  которой трудно выдержать учебные нагрузки. Гиперактивность.

Нарушение речи:

звукопроизношение;
несформированность речи;
нарушение способности к овладению навыками чтения и письма.

Часто болеющий ребенок (быстрая утомляемость, снижена работоспособность).

При этом развит интеллект, хорошие волевые способности и высокая мотивация.

Эмоциональное  развитие – социальные нормы выражения чувств.

Нравственное развитие – поведение ребенка опосредуется нравственной нормой (хорошо-плохо), выполнять правила поведения.

Неустойчивая или заниженная самооценка – это дефицит эмоциональной защи-щенности, поддержки, любви и внимания взрослых (или гиперопека).

Какие трудности возможны в процессе обучения?

Социальное развитие

Несформированность навыков общения ведет к затруднению адаптации

взаимодействие
восприятие
коммуникация

На первом этапе обучения (первое полугодие) не рекомендуется продленный день.

Организация деятельности

Неумение  организовать свою деятельность встречается у детей 6-7 лет достаточно часто  и может серьезно осложнить процесс обучения.

Причины несформированности компонентов организации деятельности:

неврозоподобные расстройства;
тяжелые или частые болезни;
неблагополучия  в семье.

Возможны комплексные трудности при обучении письму, чтению,  математики.

Развитие   внимания  и памяти

1)         Неустойчивое  внимание (может быть  СДВГ) заторможенность при его переключении или постоянное отвлечение;

2)         Низкий объем и неустойчивость памяти, трудности при произвольном запоминании.

Могут осложнить процесс обучения (письмо,   чтение,  математике).

Важно постоянное повторение пройденного материала.

Программы интенсивного обучения  и дополнительной учебной нагрузки даже при очень высоком общем развитии ребенка могут превышать его возможности.

Речевое развитие

нарушение звукопроизношения;
трудности звуко-буквенного анализа;
бедный словарный запас;
неумение вести диалог и составлять связный рассказ (например,  по картинке);
недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации.

Тогда необходима консультация  логопеда или  индивидуальные занятия с логопедом  до школы  и в процессе обучения,  что поможет предотвратить  трудности при освоении письма и чтения.

Таким  детям не рекомендуется школа с интенсивным обучением  и углубленным изучение  иностранного  языка.

Развитие движений   и пространственная ориентация

Несформированность (неловкость)  моторных действий -  частая причина про-блем ребенка при  усвоении предметов, где требуются  хорошие письменные навыки.

Поэтому при определении готовности к школе  важно иметь в виду не только развитие «больших» движений -  бег,  прыжки,  повороты, развороты и т.д., но и  способность ребенка манипулировать мелкими предметами,  правильно держать ручку и выполнять простые графические движения – чертить вертикальные и горизонтальные линии, круг,  квадрат,  треугольник.

Если есть проблемы с мелкой моторикой,  необходима специальная подготовка к письму (лепка, работа  с иглой, раскрашивание,  мозаика, нанизывание бусинок, есть игрушки -  шнуровки)

Здоровье  ребенка - Главный фактор,  определяющий  успешность обучения.

ЧБР -  это ребенок,  который болеет раз в полтора -  два месяца по  7-10 дней, долго восстанавливаются после болезни, пропускают много занятий. У этих  детей низкая  работоспособность,  повышенная утомляемость.

Необходимо особенно внимательно относиться  к периодам длительной  болезни  у ребенка. Помнить,  что на время такой болезни развитие заметно притормаживается,  а иногда даже наблюдается регресс и по выходе из болезни ребенок  нуждается  в повышенном  внимании старших,  чтобы процесс развития набрал свой нормальный темп.

Дети с нарушение психического здоровья могут быть  чересчур  активны, непоседливы или, наоборот, вязы, заторможены. Для них характерна резкая  смена настроения,  неусидчивость, они раздражительны. Их  школьные проблемы комплексные: учеба + социальная  адаптация.

Необходима консультация невролога.  Им противопок5казаны интенсивные программы обучения,  дополнительные нагрузки.  Строгое соблюдение режима дня.

Если ребенок на протяжении дошкольного детства много играл,  полноценно общался  со сверстниками и взрослыми,  если  ему читали  книги и поощряли занятия детским творчеством,  то к началу младшего школьного возраста  у него,  скорее всего появится учебная мотивация.